|
|
Рынок региональных газет
1:
- по всему миру газетные тиражи растут, как и число новых изданий. За последние пять лет глобальный тираж газет увеличился на 9,95% (только за 2005 год — на 2,36%), а количество издаваемых ежедневных газет впервые в истории превысило 10 тыс.;
- ежедневно продается более 450 млн экземпляров газет;
- платные газеты читают более 1,4 млрд человек;
- совокупный тираж бесплатных ежедневных газет вырос за пять лет более чем вдвое.
Даже в Северной Америке и Европе, где преобладают негативные прогнозы в отношении газетной отрасли, тиражи и количество изданий растут. По свидетельству главы WAN Тимоти Болдинга, газеты — это глобальный бизнес с объемом продаж в размере 180 млрд долл., причем на газеты приходится больше рекламы, чем на радио, наружные носители, кинотеатры, журналы и Интернет вместе взятые. За последние пять лет в газетные технологии было инвестировано более 6 млрд долл., а совокупный штат отрасли насчитывает почти 2 млн человек. В целом нынешнее положение газетной периодики в мире и ее ближайшие перспективы выглядят вполне оптимистично. Менее позитивны оценки российского газетного рынка, высказанные Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям: физические объемы газет, их доходы от реализации и рекламы в 2006 году выросли, а тираж сократился и составил чуть более 8 млрд экземпляров. Поэтому проблема повышения интереса к газетам продолжает оставаться актуальной2. Оценка состояния российской региональной периодической печати, в частности газетной периодики, осложняется отсутствием надежной исходной информации. Существующая заявительная система регистрации СМИ не гарантирует, вопервых, того, что после регистрации газета вообще станет печататься, а вовторых, что ее истинные параметры будут отвечать заявленным. Достоверность статистических данных о рынке прессы, как отмечает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям3, является серьезной проблемой. Однако за неимением другой следует использовать имеющуюся информацию, чтобы составить представление о направлении развития газетной полиграфии, не оставляя, конечно, без внимания значительные допуски на исходные данные. Задача предлагаемого исследования состоит в том, чтобы определить значения некоторых характеристик газетных изданий, которые можно было бы использовать в качестве ориентиров при моделировании газетных полиграфических производств, чья продукция рассчитана на распространение в пределах одного или нескольких смежных административнотерриториальных образований. Информационной основой работы служат сведения о регистрации газет соответствующими полномочными федеральными и территориальными органами. Газетные издания делятся на два типа: центральные и региональные. Под центральными понимаются издания, которые в регистрационном свидетельстве заявлены как распространяющиеся по всей территории Российской Федерации или по территориям нескольких регионов. К региональным относятся издания, географические границы распространения которых не выходят за пределы границ соответствующих административнотерриториальных образований. Рис. 1. Удельный вес региональных СМИ в общем числе зарегистрированных газет Следует отметить, что заявленный при регистрации «центральный» статус некоторых газет есть следствие тщеславия их заявителей. Тем не менее подавляющее большинство тех, кто подал заявку на регистрацию СМИ, живет в реальном мире и мыслит вполне адекватно. Поэтому в номенклатуре зарегистрированных изданий газет закономерно преобладание с региональной пропиской. Диапазон удельного веса региональных газет простирается от 85,6 до 96,5%, если говорить о федеральных округах в целом. Внутри федеральных округов практически по всем субъектам Российской Федерации наблюдается примерно та же картина. Исключение составляют автономные округа (ХантыМансийский, ЯмалоНенецкий, Агинский, Бурятский, Таймырский (ДолганоНенецкий), Эвенкийский и Чукотский), а также Камчатская область, где не зарегистрировано ни одного общероссийского издания. Другой полюс образуют области вокруг столиц Поволжья и Сибири (Нижнего Новгорода и Новосибирска), а также ряд областей Центрального федерального округа (Владимирская, Рязанская, Орловская и Смоленская), где удельный вес региональных изданий оказался меньше, чем указанные 85,6%. В среднем удельный вес региональных изданий в газетном ассортименте регионов составляет около 92%. Насколько производственнотехнологические характеристики центральных и региональных изданий различаются между собой, по регистрационным материалам определить невозможно, поэтому в дальнейшем они будут рассматриваться совместно. Кроме того, в последующем анализе сведения об автономных округах объединены с информацией по тем регионам, с которыми они связаны исторически, а также с которыми прошло или предполагается их объединение. Под обеспеченностью населения газетной продукцией понимается число названий газет, разовый тираж газет и годовой тираж газет в расчете на определенное количество жителей. Поскольку сведения о регистрации печатных СМИ содержат не всю указанную выше информацию, а имеющиеся в регистрационных материалах данные носят предположительный характер, то и показатели обеспеченности населения газетной продукцией следует рассматривать как потенциально возможные. Однако, несмотря на «виртуальность» этих показателей, регионы можно сравнивать между собой, так как условия регистрации СМИ для всех территорий одинаковы. Показатели обеспеченности населения газетной продукцией по числу названий зарегистрированных газет (по состоянию на начало 2007 года) приведены в табл. 1. Для удобства восприятия расчет выполнен на 100 тыс. жителей. По разным причинам из общего перечня регионов исключены Москва, СанктПетербург, Московская и Ленинградская области, а также Чеченская республика. Рис. 2. Обеспеченность населения газетной продукцией Обеспеченность газетной продукцией населения разных федеральных округов иллюстрирует рис. 2. По этому показателю округа подразделяются на две группы: в Южном, Сибирском, Приволжском и Центральном округах значения показателя близки друг к другу и одновременно меньше средней величины, вычисленной по всей совокупности регионов; в Дальневосточном же, Уральском и СевероЗападном округах близкие по величине показатели обеспеченности превышают среднее значение. С целью выяснения, насколько сильно округа различаются по показателям обеспеченности населения газетной продукцией, проведена статистическая оценка различия средних значений указанных показателей с использованием tкритерия. Вычисление его расчетной величины производится по формуле: tрасч = abs(xsri – xsrj)/((i2/ni + j2 /nj)1/2), где: tрасч — расчетное значение tкритерия; i, j — индексы регионов (ij); xsri, xsrj — средние значения показателя обеспеченности населения газетной продукцией в iм и jм округах; i , j — средние квадратические отклонения показателей по iму и jму округам; ni, nj — количество регионов в iм и jм округах. Расчетная величина tкритерия сравнивается с табулированным значением t табл при степенях свободы f = ni + nj – 2. Если tрасч > tтабл, это означает, что средние значения показателей по округам существенно отличаются друг от друга. В противном случае различия в значениях показателей считаются статистически неподтвержденными. Таблица 2. Проверка существенности различия показателей обеспеченности населения газетной продукцией по федеральным округам Федеральный округ Центральный Северо-Западный Приволжский Южный Уральский Сибирский Дальневосточный Центральный 22 28 26 18 26 21 Северо-Западный 2,648 20 18 10 18 13 Приволжский 0,243 2,164 24 16 24 19 Южный 0,473 1,965 0,198 14 22 17 Уральский 3,604 0,251 2,569 2,281 14 9 Сибирский 0,361 2,140 0,139 0,074 2,611 17 Дальневосточный 1,553 0,005 1,374 1,259 0,148 1,326 Результаты проверки приведены в табл. 2. Под диагональю таблицы находятся расчетные значения tкритерия, над диагональю — соответствующие им значения степеней свободы. В целом с вероятностью не менее 95% подтверждается отличие двух указанных групп друг от друга и сродство внутри групп. Только по Дальневосточному федеральному округу вероятность ошибки при констатации отличия его показателя обеспеченности газетной продукцией от аналогичных показателей Южного, Сибирского, Приволжского и Центрального округов достигает 1525%. Результаты оценки обеспеченности населения газетной продукцией следует учитывать при формировании модельной загрузки предприятий, расположенных в тех или иных федеральных округах Российской Федерации. Таблица 1. Обеспеченность населения газетной продукцией Название региона Население региона, тыс. чел. Число названий на 100 тыс. жителей Центральные Региональные Всего Центральные Региональные Всего Белгородская область 1499,1 34 240 274 2,27 16,01 18,28 Брянская область 1395,4 34 196 230 2,44 14,05 16,48 Владимирская область 1557,7 84 220 304 5,39 14,12 19,52 Воронежская область 2393,4 63 413 476 2,63 17,26 19,89 Ивановская область 1176,2 22 229 251 1,87 19,47 21,34 Калужская область 1048,4 41 188 229 3,91 17,93 21,84 Костромская область 758,4 6 133 139 0,79 17,54 18,33 Курская область 1269,0 16 179 195 1,26 14,11 15,37 Липецкая область 1220,0 12 170 182 0,98 13,93 14,92 Орловская область 875,7 18 80 98 2,06 9,14 11,19 Рязанская область 1239,4 42 160 202 3,39 12,91 16,30 Смоленская область 1083,8 86 182 268 7,94 16,79 24,73 Тамбовская область 1224,4 20 141 161 1,63 11,52 13,15 Тверская область 1531,0 23 279 302 1,50 18,22 19,73 Тульская область 1665,3 22 203 225 1,32 12,19 13,51 Ярославская область 1373,1 48 311 359 3,50 22,65 26,15 Центральный ФО 21 310,3 571 3324 3895 2,68 15,60 18,28 Архангельская область 1414,7 51 381 432 3,61 26,93 30,54 Вологодская область 1290,8 36 221 257 2,79 17,12 19,91 Калининградская область 940,4 18 336 354 1,91 35,73 37,64 Карелия Республика 752,1 8 211 219 1,06 28,05 29,12 Коми Республика 1106,5 8 195 203 0,72 17,62 18,35 Мурманская область 966,3 31 209 240 3,21 21,63 24,84 Новгородская область 702,7 8 115 123 1,14 16,37 17,50 Псковская область 767,0 8 174 182 1,04 22,69 23,73 Северо-Западный ФО 7940,5 168 1842 2010 2,12 23,20 25,31 Башкортостан Республика 4080,2 39 444 483 0,96 10,88 11,84 Кировская область 1542,1 24 343 367 1,56 22,24 23,80 Марий Эл Республика 745,3 18 198 216 2,42 26,57 28,98 Мордовская Республика 899,6 15 103 118 1,67 11,45 13,12 Нижегородская область 3561,6 205 716 921 5,76 20,10 25,86 Оренбургская область 2185,8 18 241 259 0,82 11,03 11,85 Пензенская область 1489,7 15 194 209 1,01 13,02 14,03 Пермская область 2903,7 35 613 648 1,21 21,11 22,32 Самарская область 3242,1 86 810 896 2,65 24,98 27,64 Саратовская область 2656,0 61 366 427 2,30 13,78 16,08 Татарстан Республика 3760,9 51 310 361 1,36 8,24 9,60 Удмуртия Республика 1608,0 36 351 387 2,24 21,83 24,07 Ульяновская область 1425,1 19 257 276 1,33 18,03 19,37 Чувашская Республика 1339,4 35 300 335 2,61 22,40 25,01 Приволжский ФО 31 439,5 657 5246 5903 2,09 16,69 18,78 Астраханская область 1006,3 6 160 166 0,60 15,90 16,50 Волгоградская область 2615,9 25 476 501 0,96 18,20 19,15 Кабардино-Балкария Республика 780,2 11 94 105 1,41 12,05 13,46 Карачаево-Черкессия Республика 426,2 9 103 112 2,11 24,17 26,28 Краснодарский край 4969,9 71 1 128 1 199 1,43 22,70 24,13 Адыгея Республика 444,5 5 80 85 1,12 18,00 19,12 Дагестан Республика 2199,9 12 300 312 0,55 13,64 14,18 Ингушетия Республика 472,5 1 20 21 0,21 4,23 4,44 Калмыкия Республика 299,2 5 79 84 1,67 26,40 28,07 Северная Осетия-Алания Республика 676,3 7 89 96 1,04 13,16 14,19 Ростовская область 4256,6 97 782 879 2,28 18,37 20,65 Ставропольский край 2632,8 38 409 447 1,44 15,53 16,98 Южный ФО 20 780,3 287 3720 4007 1,38 17,90 19,28 Курганская область 1062,1 7 207 214 0,66 19,49 20,15 Свердловская область 4511,2 43 1 154 1 197 0,95 25,58 26,53 Тюменская область 3291,4 18 816 834 0,55 24,79 25,34 Челябинская область 3604,7 40 783 823 1,11 21,72 22,83 Уральский ФО 12 469,4 108 2960 3068 0,87 23,74 24,60 Алтайский край 2601,0 16 362 378 0,62 13,92 14,53 Иркутская область 2696,3 12 472 484 0,45 17,51 17,95 Кемеровская область 2918,9 42 515 557 1,44 17,64 19,08 Красноярский край 2996,1 44 680 724 1,47 22,70 24,16 Новосибирская область 2702,5 119 628 747 4,40 23,24 27,64 Омская область 2109,2 16 317 333 0,76 15,03 15,79 Алтай Республика 205,2 2 44 46 0,97 21,44 22,42 Бурятия Республика 1013,5 3 155 158 0,30 15,29 15,59 Тыва Республика 310,6 1 44 45 0,32 14,17 14,49 Хакасия Республика 572,4 1 133 134 0,17 23,24 23,41 Томская область 1057,0 10 189 199 0,95 17,88 18,83 Читинская область 1227,0 9 85 94 0,73 6,93 7,66 Сибирский ФО 20 409,7 275 3624 3899 1,35 17,76 19,10 Амурская область 974,6 16 254 270 1,64 26,06 27,70 Камчатская область 376,9 0 195 195 0,00 51,74 51,74 Магаданская область 225,6 3 44 47 1,33 19,50 20,83 Приморский край 2109,2 28 572 600 1,33 27,12 28,45 Республика Саха (Якутия) 981,3 3 181 184 0,31 18,44 18,75 Сахалинская область 578,4 9 125 134 1,56 21,61 23,17 Хабаровский край 1476,3 16 254 270 1,08 17,21 18,29 Дальневосточный ФО 6722,3 75 1625 1700 1,12 24,17 25,29 В целом 121 072,0 2141 22 341 24 482 1,77 18,45 20,22 Вычисленная по всем регионам, указанным в табл. 1, за исключением заметно выделяющихся значений по Республике Ингушетия и Камчатской области, средняя величина обеспеченности населения газетной продукцией равна 20 названиям на 100 тыс. жителей. Это резко контрастирует с данными Российской книжной палаты (РКП) — 5,3 названия на 100 тыс. человек4. Если регистрационные данные характеризуют степень амбициозности заявителей, не всегда совпадающую с их реальными возможностями, то данные РКП характеризуют степень законопослушности реальных издателей, увы, весьма далекую от цивилизованного уровня. Проверка предположения о том, что амбициозность и законопослушность хоть както коррелируются друг с другом, показала, что какойнибудь заметной связи между ними нет. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированными последовательностями регионов, построенными по величине показателя обеспеченности населения газетной продукцией на основе регистрационных данных и данных РКП, хотя и статистически значим, но весьма невелик — всего 0,289. Фантасты и реалисты перед законом равны в том смысле, что в равной степени пренебрегают его нормами. Не исключено, что оценка Роспечати, свидетельствующая о регулярном выходе лишь примерно 52% из числа зарегистрированных газет5, вполне справедлива. Следовательно, степень законопослушности тоже находится на уровне 50%. Комуто эта цифра покажется недостаточной, а для когото она — примета явного прогресса в газетном бизнессообществе. По периодичности зарегистрированные газеты подразделяются на ежедневные (пять и более выходов в неделю), газеты с периодичностью выхода двачетыре раза в неделю, еженедельные газеты, газеты, выходящие дватри раза в месяц, и ежемесячные издания. Исходная информация по этому показателю помещена в табл. 3. Различия в общем количестве изданий, фигурирующих в табл. 1 и 3, обусловлены все тем же российским отношением к законодательству. Таблица 3. Периодичность выхода газет в свет и тематическая направленность изданий Название региона Периодичность выхода в свет Тематическая направленность изданий Всего Ежедневные 2-4 раза в неделю Еженедельные 2-3 раза в месяц Ежемесячные Всего Общественно-политические Рекламно-информационные Специализированные Досуговые Центральный ФО Белгородская область 168 3 30 104 14 17 179 67 49 41 22 Брянская область 128 0 31 83 10 4 131 74 31 17 9 Владимирская область 93 0 25 53 9 6 107 55 17 25 10 Воронежская область 181 2 41 75 22 41 185 83 35 49 18 Ивановская область 95 2 20 57 6 10 107 63 20 16 8 Калужская область 121 3 25 74 9 10 150 65 28 48 9 Костромская область 61 1 24 29 4 3 74 35 11 21 7 Курская область 120 2 33 70 5 10 126 68 30 20 8 Липецкая область 89 1 24 49 6 9 91 53 11 18 9 Орловская область 87 1 28 45 3 10 90 45 19 16 10 Рязанская область 89 0 19 60 6 4 91 54 19 15 3 Смоленская область 94 2 29 50 4 9 107 59 10 27 11 Тамбовская область 83 6 26 40 4 7 85 55 11 10 9 Тверская область 132 8 19 71 13 21 169 80 21 56 12 Тульская область 154 7 30 92 14 11 155 82 24 37 12 Ярославская область 122 3 14 82 9 14 177 64 20 75 18 Сумма 1817 41 418 1034 138 186 2024 1002 356 491 175 Удельный вес 100,0 2,3 23,0 56,9 7,6 10,2 100,0 49,5 17,6 24,3 8,6 Северо-Западный ФО Архангельская область 181 6 29 127 14 5 206 90 52 47 17 Вологодская область 144 2 30 82 13 17 173 71 37 43 22 Калининградская область 124 6 2 84 2 30 158 76 32 44 6 Карелия Республика 142 10 19 87 10 16 169 95 24 38 12 Коми Республика 119 4 27 72 6 10 126 69 27 26 4 Мурманская область 83 3 16 57 2 5 177 45 24 96 12 Новгородская область 57 2 16 32 2 5 78 37 17 18 6 Псковская область 77 5 23 41 6 2 89 60 8 14 7 Сумма 927 38 162 582 55 90 1176 543 221 326 86 Удельный вес 100,0 4,1 17,5 62,8 5,9 9,7 100,0 46,2 18,8 27,7 7,3 Приволжский ФО Башкортостан Республика 389 5 90 210 35 49 217 63 64 61 29 Кировская область 71 4 9 44 10 4 193 80 30 73 10 Марий Эл Республика 114 2 10 80 9 13 131 60 30 28 13 Мордовская Республика 65 2 17 36 5 5 68 41 3 18 6 Нижегородская область 369 3 65 207 47 47 559 199 107 202 51 Оренбургская область 197 6 47 116 11 17 175 82 38 44 11 Пензенская область 100 3 12 78 2 5 115 69 21 20 5 Пермская область 327 6 45 206 30 40 424 155 72 158 39 Самарская область 412 5 44 246 61 56 369 85 97 150 37 Саратовская область 182 7 47 97 15 16 186 105 30 35 16 Татарстан Республика 295 6 31 153 32 73 195 42 47 61 45 Удмуртия Республика 250 2 42 151 35 20 253 108 55 64 26 Ульяновская область 88 1 23 44 10 10 115 53 20 32 10 Чувашская Республика 189 5 36 122 18 8 192 82 48 41 21 Сумма 3048 57 518 1790 320 363 3192 1224 662 987 319 Удельный вес 100,0 1,9 17,0 58,7 10,5 11,9 100,0 38,3 20,7 30,9 10,0 Южный ФО Адыгея Республика 23 2 10 8 0 3 30 26 2 2 0 Астраханская область 77 2 12 47 11 5 95 48 16 22 9 Волгоградская область 256 7 50 146 32 21 303 139 42 101 21 Дагестан Республика 201 4 31 124 18 24 210 126 22 44 18 Ингушетия Республика 10 1 0 4 1 4 15 7 4 4 0 Кабардино-Балкария Республика 59 1 14 34 4 6 69 41 10 13 5 Калмыкия Республика 53 4 15 26 2 6 58 32 2 14 10 Карачаево-Черкессия Республика 36 0 7 22 5 2 40 31 3 4 2 Краснодарский край 431 18 75 230 54 54 612 258 129 156 69 Ростовская область 405 23 58 220 36 68 604 248 130 174 52 Северная Осетия-Алания Республика 44 3 13 18 6 4 64 25 10 25 4 Ставропольский край 175 8 35 102 21 9 242 110 38 65 29 Сумма 1770 73 320 981 190 206 2342 1091 408 624 219 Удельный вес 100,0 4,1 18,1 55,4 10,7 11,6 100,0 46,6 17,4 26,6 9,4 Уральский ФО Курганская область 61 2 10 35 6 8 103 29 18 49 7 Свердловская область 568 11 63 333 75 86 731 282 113 268 68 Тюменская область 468 13 61 300 45 49 538 226 118 142 52 Челябинская область 380 12 35 253 41 39 530 175 83 230 42 Сумма 1477 38 169 921 167 182 1902 712 332 689 169 Удельный вес 100,0 2,6 11,4 62,4 11,3 12,3 100,0 37,4 17,5 36,2 8,9 Сибирский ФО Алтай Республика 30 2 1 22 2 3 32 29 1 2 0 Алтайский край 164 1 52 78 13 20 214 117 42 45 10 Бурятия Республика 91 0 22 54 7 8 103 61 13 19 10 Иркутская область 349 8 43 216 35 47 356 178 57 87 34 Кемеровская область 265 4 34 169 37 21 316 105 74 88 49 Красноярский край 334
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|
|
|