Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июль » 28 » Варианты формирования ценностных ориентации
    11:21
     

    Варианты формирования ценностных ориентации

    Варианты формирования ценностных ориентации

    Формирование ЦО—сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ЦО, и условий их развития.

    Анализ результатов шкалирования показывает, что учащиеся не одинаково ранжируют предлагаемые ценности. Для одних все предложенные ценности представляются одинаково значимыми, для других имеют разную степень важности, что позволяет им дифференцировать ценности, т. е. выделять те из них, которые выступают для учащихся как главные или второстепенные цели жизни. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся уже имеют дифференцированную структуру ценностей, всего их число в IX и X классах составило 61%. Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ЦО.

    Согласно исследованиям К. Олпорта (С. W. Allport, 1935) и М. Рокича (М. Rokeach, 1960), необходимое условие формирования убеждений, ЦО — именно умение дифференцировать объекты. Между тем при обработке и анализе полученных данных выявилось, что даже у учащихся, умеющих дифференцировать ценности, эта способность выражена в разной степени: есть учащиеся со слабой дифференциацией, когда большинство ценностей оценивается 4 и 5 баллами, и учащиеся с высокой дифференциацией ценностей, которые при ранжировании применяют весь спектр оценок 18.

    Таким образом, по степени сформированности дифференциации все испытуемые распределились на три основные группы:

    I учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО, II — учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО начинает формироваться, и III — учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности умения дифференцировать ценности.

    Согласно полученным данным, существенных различий внутри каждой из выделенных групп между учениками IX и X классов не наблюдается. Тем не менее, определенная возрастная специфика развития сказалась на соотношении численности учащихся в группе (I) с высокой степенью дифференцированности структуры ценностей и в группе, где дифференциация отсутствует (III): в IX классе больше число тех, кто еще не может дифференцировать ценности, а в X, напротив, превалируют учащиеся с высокой дифференцированностью структуры ценностей.

    Дальнейший анализ показал, что обнаруживаются определенные половые различия в формировании этой стороны ЦО старшеклассников. Выделенные нами группы по степени дифференциации были рассмотрены не только по возрасту, но и по полу. Обращает на себя внимание факт существенного превышения числа девушек в группе, где отсутствует дифференциация (р

    Таким образом, если развитие механизма дифференциации выступает одним из необходимых условий формирования ЦО личности, то можно констатировать, что интенсивнее оно протекает в старшем школьном возрасте у юношей.

    Следующим этапом анализа экспериментальных данных об особенностях формирования ЦО стало рассмотрение их содержательной стороны. Мы начали его с выявления возрастных и половых различий в содержании ЦО, поскольку некоторые различия обнаружены в особенностях одного из параметров: в психологическом механизме, обеспечивающем формирование ЦО.

    Какова же направленность ЦО (их содержание) у юношей и девушек старших классов школы как потенциально полноправных членов нашего общества?

    Юноши IX класса в наибольшей степени ориентированы на «интересную работу» (4,86) и «хороших и верных друзей» (4,85). Среди ведущих ценностей, определяющих «ядро» их ЦО, отмечена «счастливая семейная жизнь» (4,72), «познание» (4,69), «здоровье» (4,67), «уверенность в себе» (4,64). Так же достаточно высоко ими оценивается «любовь» (4,57), «активная, деятельная жизнь» (4,56).

    Менее значимы для юношей «творчество» (4,18), «самостоятельность» (4,17), и «независимость» (4,06), «общественное признание» (4,01). Практически нет ориентации на «материальную обеспеченность» (3,90), «равенство» (3,79), «красоту» (3,69) и на последнем месте по значимости оказываются «удовольствия» (3,20).

    У девушек-девятиклассниц первые места отведены ценностям, связанным с «интересной работой» (4,86) и «счастливой семейной жизнью» (4,8). Лидирующее положение занимают также «хорошие и верные друзья» (4,66), «познание» (4,6), «любовь» (4,56) и «уверенность в себе» (4,31).

    Середину иерархической структуры ЦО у девушек занимают «красота» и «здоровье» (4,39), «самостоятельность» (4,34), «активная деятельная жизнь» (4,32), «равенство» (4,18), «общественное признание» (4,15), «материальная обеспеченность» (4,07), «независимость» (4,01) и «удовольствие» (3,50) не являются, по мнению девушек, основными целями жизни человека.

    В X классе происходят изменения в содержании структуры ЦО прежде всего у юношей, у которых ориентация на «интересную работу» уступает место ориентации на «хороших и верных друзей» (4,78) и «здоровье» (4,78). Лидируют также «активная деятельная жизнь» (4,62) и «любовь» (4,6).

    Ценность «интересная работа» (4,47) вместе с другими — «уверенность в себе» (4,46), «творчество» (4,38), «познание» (4,31), «счастливая семейная жизнь» (4,26) — занимает среднее положение в структуре ЦО юношей.

    Далее как мало значимые следуют: «независимость» и «самостоятельность» (4,18), «равенство» (4,1), «материальная обеспеченность» (4,0), «общественное признание» (3,9), «красота» (1,88), «удовольствие (3,41).

    Рис.1 В отличие от юношей у девушек-десятиклассниц ценности «интересная работа» (4,86) и «любовь» (4,86) доминирующее. Далее, в качестве главных целей жизни у девушек определены «счастливая семейная жизнь» (4,8), «здоровье» (4,77) и «хорошие и верные друзья» (4,73).

    Середину иерархической структуры ЦО у девушек X класса составляют: «уверенность в себе» (4,6), «познание» (4,54), «активная деятельная жизнь» (4,4) и «материальная обеспеченность» (4,87). Остальные ценности не определяют жизненную позицию девушек-десятиклассниц.

    Согласно нашим данным, у юношей старших классов наблюдается преимущественная ориентация на «хороших и верных друзей», «здоровье» и «активную деятельную жизнь», а девушки ориентированы, прежде всего, на «интересную работу», «любовь» и «счастливую семейную жизнь».

    Все эти данные характеризуют возрастные и половые особенности формирования ЦО, характерные для всей совокупности старшеклассников. Очевидно также, что отмеченные различия между юношами и девушками, девятиклассниками и десятиклассниками нельзя отнести, только к одному фактору возрастного развития. А. Г. Здравомыслов указывает, что ЦО являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний.

    Поэтому очень важным становится анализ индивидуальных особенностей формирования ЦО старшеклассников. Мы уже рассматривали одну из сторон этого формирования — степень развития дифференциации ценностей. Было установлено, что далеко не у всех старшеклассников, а лишь у 61% она развита в той или иной степени. У остальных этот механизм к началу юношеского возраста еще не сложился. Наши данные свидетельствуют, что индивидуальные системы ценностей как выражение иерархической структуры ЦО имеются только у этих 61% старшеклассников. В их структуре ЦО обнаружена иерархия ценностей, выражающая наиболее и менее актуальные жизненные цели. При этом сходная иерархическая система ценностей у некоторых учащихся позволяет объединить их в близкие по содержанию группы и тем самым определять типологию индивидуальных ЦО старшеклассников, которая, как оказалось, не связана с возрастом (IX и X классы) и полом испытуемых.

    Из общего числа учащихся (т. е. из 61% всех школьников), обладавших структурированной системой ЦО, испытуемые с низкой (II) степенью дифференциации ценностей составили В8,6%. По содержанию ЦО этих школьников можно разделить па два типа. Один тип объединяет 17,1% учащихся (из всей выборки это 10%). В него входят в равном количестве ученики IX и X классов, юноши и девушки. При определении содержания данного типа ценностных ориентации оказалось, что учащиеся имеют такую иерархию ценностей: «любовь» (5,0), «здоровье» (4,94), «хорошие и верные друзья» и «счастливая семейная жизнь» (4,94), «интересная работа» (4,83) «уверенность в себе» и «равенство» (4,6), «познание» (4,55), «самостоятельность» и «активная деятельная жизнь», «красота» (4,5), «независимость» (4,33), «творчество» (4,27), «общественное признание» (4,22). У них низкая ориентация на «материальную обеспеченность»-! (3,7) и «удовольствия» (3,55).

    Второй тип ЦО имеют 21,5% школьников (14% из всей выборки). Наиболее высокую оценку здесь получает ценность «здоровье» (4,96). Высокие оценки также даются «хорошим и верным друзьям» (4,88), «материальной обеспеченности» (4,84), «любви» (4,80), «интересной работе», «счастливой семейной жизни» (4,76), «независимости» (4,72), «познанию» (4,68), «уверенности в себе» (4,64).

    Менее значимыми ценностями представляются для них «красота» (4,52), «активная деятельная жизнь» (4,48), «самостоятельность» (4,44), «удовольствия» (4,4), «общественное признание» (4,36), «равенство» (4,32). Последнее место в иерархии ценностей занимает «творчество» (4,16).

    Таким образом, для учащихся второго типа характерны ориентация на здоровье, хороших друзей, материальную обеспеченность.

    Рис.2 Но наибольшего внимания заслуживают те учащиеся, которые при ранжировании ценностей применяют большой диапазон оценок, т. е. относятся к группе с высокой степенью дифференциации. Эти учащиеся имеют хорошо сформированную и развитую структуру ЦО. По содержанию ценностей, входящих в структуру ЦО, их также можно разделить на два типа. В общей классификации ЦО — третий и четвертый типы.

    Третий тип составляет 27,1% (из общей выборки—17%), из них учащихся IX и X классов, а также девушек и юношей; равное количество. По содержанию ценностных ориентации эта группа учащихся отличается тем, что наиболее высоко оценивает «интересную работу» (4,76), «хороших и верных друзей» (4,68), «познание» (4,52), «любовь», «счастливую семейную жизнь» и «творчество» (4,44). Далее в иерархию входят: «здоровье», «активная деятельная жизнь» (4,23), «уверенность в себе» (4,12). Менее важны «красота», «равенство» (3,8), «самостоятельность» и «независимость» (3,76), «общественное признание» (3,64). Низкая ориентация в этой группе учащихся на ценности «материальная обеспеченность» (2,96) и «удовольствия» (2,72).

    Еще один тип ЦО (четвертый) составили 34,3% учащихся (по выборке — 20%). Различий между количеством учеников по классам и по полу нет. Иерархическая структура ЦО этих учащихся отличается тем, что у них имеется высокая ориентация на такие ценности, как «уверенность в себе» (4,8), «хорошие и верные друзья» и «счастливая семейная жизнь» (4,76), «здоровье» (4,72). Далее они ценят «интересную работу» (4,64), «любовь» (4,6) и «материальную обеспеченность» (4,48). Незначимые для них ценности: «познание» и «активная, деятельная жизнь» (4,0). Еще ниже — ориентация на «самостоятельность» (3,8), «равенство» (3,64), «независимость» и «общественное признание» (3,56), «удовольствия» и «красоту» (3,2), «творчество» вообще не получило оценки.

    Таким образом, анализ формирования ЦО личности учащихся старших классов выявил, что в зависимости от развития и содержания ЦО всех старшеклассников, входящих в исследуемую совокупность, можно разделить на несколько групп.

    I группа — учащиеся, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ЦО, этот элемент личности еще не сформировался. Из общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании, таких учащихся 39%. Из них девятиклассников 45,4%, остальные — учащиеся десятых классов. Среди этих же учащихся девушки составляют 75%, т. е. большинство.

    Несформированность (неразвитость) основного механизма выделения ценностей — дифференциации — препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ЦО.

    У 24% учащихся ЦО находятся на стадии формирования. Другими словами, у этих учащихся дифференциация ценностей развита слабо, и они не могут еще производить четкий и осознанный их выбор, строить устойчивую и структурированную систему личных ценностей, выделять различные по значимости для себя цели жизни. Как правило, на этой стадии формирования ЦО человек способен лишь определить некоторую совокупность ценностей как главных, но не может создать полностью дифференцированной системы всех ценностей. Однако поскольку из всей совокупности ценностей учащиеся этой группы все же могут выделить несколько ценностей в качестве наиболее значимых для себя, то по их содержанию они делятся, в свою очередь, на два типа, различающихся по направленности (содержанию) ЦО. Из них девушки составляют 47,2%. Число таких учащихся в IX и X классах примерно одинаковое. Также одинаково они распределены и в двух группах по направленности (содержанию) их ЦО.

    Учащихся II группы (первый тип ЦО) характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%. Учащихся III группы (второй тип ЦО) характеризует, По В. А. Ядову, доминирование ценностей «гедонистического» характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями и т. п. Всего их 14%.

    Результаты нашего исследования показывают, что ЦО как устойчивое и действенное личностное образование сформировано у 37% старшеклассников. У них имеются достаточно развитые психологические механизмы, обеспечивающие им в соответствии с возрастными особенностями формирование высокодифференцированных структур ЦО, которые отличаются по своему содержанию и образуют два основных подтипа ЦО. Возрастно-половой состав этой части учащихся примерно одинаков. 10%. Учащихся III группы (второй тип ЦО) характеризует, По В. А. Ядову, доминирование ценностей «гедонистического» характера (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения, 1979). Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями и т. п. Всего их 14%.

    У одних учащихся (IV группа, третий тип ЦО) имеются устойчивые сбалансированные ориентации прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значение профессионально-творческих интересов превышает все остальные личные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Из всех старшеклассников их 17%.10%. Учащихся III группы (второй тип ЦО) характеризует, По В. А. Ядову, доминирование ценностей «гедонистического» характера (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения, 1979). Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями и т. п. Всего их 14%.

    У учащихся V группы (четвертый тип ЦО) ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентации позволяет, вслед за В. А. Ядовым, охарактеризовать этих учащихся как «рационалистов с неудовлетворенными запросами».

    Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ЦО в старшем школьном возрасте по результатам данного исследования и для данной совокупности учащихся, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% школьников юношеского возраста ЦО только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников (39%) пока не осознали свою жизненную позицию, не определили своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ЦО как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались не сформированными, что в определенной степени позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности (именно системы, а не отдельных ценностей) нам представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся.

    Но для того чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ЦО учащихся, важно понять, в каком отношении находятся они (ЦО) ко всей мотивационно-потребностной сфере личности, иными словами, как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или неосознанно стремится.

    Реклама:

    Просмотров: 272 | Добавил: fortanted | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0