Классификация поисковых запросов
Добрый день, друзья! Как Вы знаете, я практикую сбор семантического ядра для сайтов и блогов. Ко мне уже обратилось несколько десятков заказчиков для оказания им этой услуги. И я заметил одну важную деталь – очень многие клиенты (веб-мастера сайтов и блоггеры) не разбираются в классификации будущих ключевых слов. Поэтому в этой статье я решил восполнить этот пробел и дать исчерпывающую информацию про виды поисковых запросов, дам их полную характеристику. Кроме самой статьи подписчики на мои seo-шпаргалки получат специальный классификатор поисковых запросов, чтобы им легче было выбирать нужные ключевые слова для семантического ядра своего сайта или блога.
Отличие запроса от ключевика
Многие веб-мастера путают понятия поискового запроса и ключевого слова. Поэтому сначала я расскажу о том, что собой представляет поисковый запрос. Для многих пользователей сети Интернет, виртуальное пространство является электронной библиотекой, которая содержит много полезной и нужной информации. Чтобы получить доступ к этой информации, посетитель обращается в поисковые системы, которые содержат в себе специальные базы слов по всем темам деятельности человека. Такие базы называются индексом – это набор символов (букв, цифр, знаков), которые в сжатом виде отражают полезную информацию со страниц почти всех сайтов в Интернете. Индекс – это слепок Интернета за прошедший день.
В Рунете самые популярные поисковики – это Яндекс и Google. Каждая система – это мощный набор алгоритмов и технологий по анализу и обработке информации. Посетитель поисковика задает свой вопрос, чтобы получить ответ. Этот вопрос и является поисковым запросом. То есть это специальный запрос нужной информации у поисковой системы. По поисковому запросу пользователь переходит на выбранный им сайт в выдаче результатов. Таким образом, он получает свою информацию, которую ему подобрала поисковая система Яндекс (или Google).
Для продвижения сайтов используется термин “ключевое слово”. Это фраза, которая может состоять из одного и более слов, по которой оптимизируется целевая страница (это страница, которая должна привлекать посетителей из поиска). Seo-специалисты и веб-мастера используют эти слова, чтобы показать поисковой системе, что они содержат по ним самую полезную информацию. И при правильном продвижении эта страница появляется в серпе (в результатах выдачи) в топ-10, которую обычно видят большинство пользователей Яндекса или Гугла. И если поисковый запрос такой же, как и ключевое слово, то посетитель может перейти на целевую страницу Вашего сайта. Что Вам и необходимо при продвижении своего веб-ресурса. Если запрос не похож на ключевое слово, то он не найдет Вашу страницу. Потому что в топ-10 уже будут другие страницы чужих сайтов, которые продвигаются по другому ключевому слову, которое соответствует этому запросу.
По аналогии можно сказать, что это то же самое, когда Вы спрашиваете у водителя маршрутки, проезжает ли он через нужную Вам улицу в городе. Если он ответит, что проезжает, то значит эта улица находится на его маршруте. Он ее обслуживает и сможет Вас туда доставить. Если водитель заданной улицы не знает ее местонахождение (ее нет в маршруте), Вам придется искать другую маршрутку, которая сможет Вас доставить по адресу. Ключевое слово семантического ядра сайта всегда является запросом. А вот поисковый запрос не всегда есть ключевое слово для сайта.

На этом рисунке в виде реки показана вся база запросов. Причал – это целевая страница сайта, продвигаемая по ключевому слову. Это слово такое же, как “поисковый запрос №2. Все остальные фразы не являются ключевым словом сайта.
Классификация запросов пользователя
Как говорят, сколько людей, столько и мнений. Кому то интересна одна тематика, кому-то другая – один ищет одни ответы на свои вопросы, второй на другие. У каждого пользователя поисковой системы свои задачи, которые он хочет решить. Для этого он набирает свой запрос. Он может отличаться от запросов других людей по количеству слов, по смыслу, по популярности, с привязкой на определенную местность и т.д. Поэтому в поисковом продвижении всевозможные слова четко классифицированы. Это сделано для того, чтобы seo-специалисты не ошиблись в подборе ключевых слов для продвигаемого веб-ресурса.
Например, если раскручиваемый сайт является магазином по продаже мебели, ему никак не подойдут ключевые слова о том, как сделать мебель своими руками. Его ключевое слово – купить мебель. Потому что в первом случае посетитель будет искать сайты, где есть информация по самостоятельной сборке мебели, а во втором варианте он заведомо ищет готовую мебель из магазина. Поэтому знание классификации поисковых запросов крайне важно для успешного создания семантического ядра. Поэтому рассмотрим виды запросов.
Длина запроса. Бывают однословные, двусловные, трехсловные и многословные. Стоп-слова (местоимения, предлоги, союзы и междометия) не учитываются при подсчете. Чем больше слов в запросе, тем он точнее, соответственно проще пользователю поисковой системы найти необходимую информацию. Например: мебель, мягкая мебель, мебель для детской комнаты, интернет магазин мебели в Москве.
Четкость запроса. Здесь все поисковые фразы делятся на четкие и нечеткие. Конкретный запрос подразумевает конкретный ответ. Если вопрос расплывчатый, поисковая система выдаст пространственный ответ на похожие темы запроса. Например, запросы “фильмы Октябрь” и “фильмы в кинотеатре Октябрь” отличаются только одним словом, но именно это слово в корне меняет смысл вопроса. Пользователь получит на них совершенно разную выдачу. В первом случае появятся ссылки на все киноленты, которые показывались (или будут показываться) в октябре месяце или будут в своем названии содержать слово “октябрь”:

Во втором случае выйдет список на документы о кинолентах в кинотеатре Октябрь:

Частотность запроса. Это число, которое показывает сколько раз эту поисковую фразу спрашивали пользователи поисковых систем в течение месяца. Соответственно, чем оно больше, тем популярней тема вопроса. Различают высоко- средне- и низкочастотные запросы. Для каждой тематики эти показатели очень разные и зависят от ее конкурентности и популярности. Например, для популярной тематики “вязание спицами” высокочастотные слова начинаются с 10000, а низкочастотные доходят до 2500. Для тематики seo высокочастотники имеют частотность на порядок ниже – 1000. А низкочастотные слова с трудом можно найти в пределах 300-400.
Для раскрутки сайта (блога) в поисковых системах частотность поискового слова влияет на продолжительность и эффективность стратегии продвижения, на стоимость, на выбор ссылочной рекламной компании. Целевые страницы продвигаемого сайта (блога) по низкочастотным ключевым словам могут долго находится в топ-10 (в зависимости от периодичности контроля и анализа продвигаемых страниц от 2-х месяцев до 3-4 лет).
Конкурентность запроса. Этот параметр показывает популярность тематики и коренным образом влияет на сложность продвижения целевой страницы по этому запросу. Чем важней тема вопроса, тем больше средств необходимо вложить для продвижения целевой страницы в топ-10. Это обычно ключевые слова, которые относятся к товарам и услугам. Различаются на высоко- средне- и низкоконкурентные запросы. Но их градация не такая же, как в параметре частотности. Высококонкурентное слово может быть как высокочастотным, так и средне- и низкочастотным. Но далеко не всегда низкочастотное слово может быть высоко- и средне-конкурентным. Обычно, в 85% оно низкоконкурентное.
Частой ошибкой многих блоггеров является выбор ключевого слова для своего поста из числа конкурентных слов. Автор блога берет такой конкурентный ключевой запрос и пытается через месяц увидеть целевую страницу с постом в топ-10. Но этого не происходит. Потому что минимум первые 30-40 позиций в выдаче застолблены за конкурентами, веб-мастерами, которые уже вложили много средств в продвижение своих целевых страниц по этому запросу. Поэтому лучшей стратегией для продвижения блога является продвижение целевых постов по низкоконкурентным словам. Оно не потребует серьезных материальных затрат, а зачастую достаточно хорошего оптимизированного текста статьи и грамотной перелинковки сайта. О правильной перелинковке веб-ресурса, основываясь на своем опыте, я написал в этом мануале.
Зависимость запроса от географии. Существуют геозависимые и геонезависимые поисковые фразы. Если запрос включает в себя точное местонахождение (обычно это город в Рунете) или сам запрос не требует указания местонахождения, то такой вопрос является геонезависимым. Если же запрос подразумевает уточнение пункта местности, то он является геозависимым. Например, ключевой запрос “заказ пиццы в Москве” геонезависимый, потому что он указывает местность. “Рецепт пиццы” тоже не зависит от точного пункта назначения, потому что пользователю поисковой системы не важно, в каком городе делается пицца – в каждом городе эти рецепты одни и те же. А вот запрос “заказ пиццы” является геозависимым, потому что подразумевает задание конкретного адреса.

Целевая составляющая запроса. Это самый важный параметр, который показывает принадлежность запроса к определенному виду цели, которую хочет достичь пользователь поисковой системы. Бывают информационными, навигационными, транзакционными, мультимедийными, общими и служебными.
- навигационный запрос показывает пользователю информацию о конкретном месте в сети Интернет. Например, это может быть веб-ресурс какой-то компании или ссылка на известный сайт или географический документ. Например, “город Москва” или “официальный сайт компании Motorola”.
- информационный запрос необходим тогда, когда пользователь желает найти конкретную информацию или сведения в Интернете. Почти всегда пользователь не знает, где именно искать, но зато точно понимает, что именно он хочет увидеть. Именно по таким запросам продвигаются различные информационные порталы (привет, Википедия!) и большинство блогов. Кстати, о блогах. Многие блоггеры пытаются продвигать свои целевые страницы по разным типам запросов. Но как показывает практика, их сайты заведомо принадлежать в основном к определенному типу – к информационным поисковым словам. Поэтому не надо брать транзакционные и тем более навигационные слова, если они никак не подходят тематике блога – только навредите себе.
- транзакционный запрос подразумевает под собой определенное действие, которое хочет совершить пользователь поисковой системы. Такие поисковые запросы, как “заказать книгу” или “купить детскую кровать” показывают желание человека сделать транзакцию. Такие запросы очень важны для сайтов, которые являются площадками для предоставления различных услуг и товаров.
- мультимедийный запрос говорит о том, что пользователь поисковика ищет аудио, видео или графический файл в Интернете. Раньше такой запрос просто входил в группу транзакционных, но в последнее время с увеличением мультимедийного контента он стал входить в отдельную группу. Особенно он стал популярным среди блогов, что увеличило возможность их поискового продвижения в Яндексе и Гугле.
- общий запрос получается у пользователей, которые не выражают какую-либо конкретику, когда запрашивают у поиска необходимую информацию. Обычно такой запрос отражает общее понятие и часто состоит из одного или двух слов. Для поискового продвижения это самая бесполезная фраза. По нему крайне сложно получить тематический целевой трафик, а показатель отказов при этом очень велик. Поэтому такой запрос, каким бы он ни был привлекательным, всегда надо исключать из семантического ядра. И если seo-специалисты это знают, то многие блоггеры часто берут такой запрос для продвижения своих целевых постов и получают море негатива из поисковых систем. Будь это или плохие метрики, или неблагодарные посетители блога.
- служебный запрос часто используют специалисты и профессионалы определенных видов деятельности. Из-за своей специфичности их используют только для продвижения сайтов узконаправленной тематики. Например, в тематике seo таких слов немало. Например, “показатель отказов” в теме веб аналитики. Ниже на картинке Вы можете увидеть различные варианты запросов по типу цели:

Подразделение запроса по стадии поиска. Есть еще важная градация запросов, которые используются для продвижения продающих страниц. Эти страницы содержат в себе контент конкретной услуги или товара. Для успешной реализации покупателя ведут по 4-м стадиям продаж: сначала посетителю рисуют проблему, потом находят решение этой задачи, выбирают вариант ее решения и в конце приводят к форме подписки, покупки и т.д., где он выполняет конечную транзакцию. Соответственно по всем этим стадиям пользователь поисковой системы задает конкретный запрос. Например, для тематики seo может быть вариант таких слов – сайт пропал из поиска, санкции поисковых систем, фильтры Яндекса, видеокурс по выходу сайта из АГС.
Эпилог
Для успешного использования поисковых запросов при подборе семантического ядра для своего сайта, рекомендую смотреть статистику ключевых слов на специальном сервисе Яндекса (Вордстат). Как с ним работать я показал в этой статье. Аналогично работает сервис поисковой системы Google. Также для оценки конкурентности поискового запроса рекомендую прочитать мой подробный мануал об анализе конкурентов сайта .
На этом наше знакомство с видами поисковых запросов можно закончить. Подписчики на шпаргалки получат мой специальный классификатор. Если Вы еще не стали обладателем моих дополнительных материалов по seo, предлагаю подписаться на рассылку прямо сейчас. Для этого достаточно нажать на кнопку и заполнить небольшую форму. Спасибо за внимание!
Понравилась статья?
SEO-шпаргалки