Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Май » 1 » Когда "облака" сделают погоду
    23:54
     

    Когда "облака" сделают погоду

    Михаил Миньковский, вице-президент по новым технологиям "Ситроникс", не спорит с тем, что за "облаками" будущее, однако отказывает им в настоящем. Основное отличие "облака" от традиционных видов аутсорсинга приложений и инфраструктуры не столько в технике, сколько в модели использования: с "облачным" сервисом клиент полностью перестает быть владельцем любых элементов системы.

    Я нисколько не ставлю под сомнение революционность и полезность "облачных" вычислений - за ними, без сомнения, будущее. Однако именно будущее, а не настоящее: сегодня на "облачное" ПО в мире приходится 10% приложений, а в России намного меньше.

    "Облачные" IT-услуги предоставляют потребителю доступ к той или иной системе, установленной удаленно, а не на собственной площадке. Казалось бы, весьма тривиальный сервис, один из видов аутсорсинга, реализуемый на базе "чужой" для заказчика инфраструктуры. На самом деле, не совсем.

    Основное отличие "облака" от традиционных видов аутсорсинга приложений и инфраструктуры не столько в технике, сколько в модели использования: с "облачным" сервисом клиент полностью перестает быть владельцем любых элементов системы. Сложные технические решения "облаков" нужны для того, чтобы конечный потребитель не заметил разницы в качестве услуги по сравнению с локальным вариантом, а также для того, чтобы обеспечить экономическую состоятельность этой модели.

    Конечная ценность "облака" для заказчика, как и ценность любого аутсорсинга, состоит в сокращении издержек при сохранении качества сервиса, и в этом кроется сложность для провайдера. Для оказания услуги он теперь владеет всей инфраструктурой и лицензиями, раньше же какая-то (часто значительная) их часть оставалась в ведении заказчика. Естественно, провайдер начинает нести затраты, которые ранее ложились на заказчика, и при этом конечная стоимость для клиента должна снизиться. Решение давно известно: повышение утилизации (коэффициента использования) инфраструктуры и персонала за счет их использования для обслуживания разных заказчиков. Также эффективность стимулируется за счет того, что процессы внедрения и эксплуатации IT-систем провайдера отлажены лучше, чем у заказчика, для которого эта деятельность - непрофильная.

    В "облачных" технологиях распределение инфраструктуры и лицензий ПО между многими клиентами обеспечивается виртуализацией и фундаментальным свойством, отличающим именно "облако", так называемым "multitenancy". Это означает способность одного экземпляра приложения обслуживать нескольких клиентов. Звучит просто, но "корень зла" зарыт именно здесь. Об этом чуть дальше.

    Плюсы, которые сулит миру тотальное погружение в "облако", многочисленны и большей частью совпадают с теми, что характерны для любого аутсорсинга. Среди них и сокращение затрат, и понятная точка ответственности, и возможность резервировать ресурсы без капитальных затрат, и быстрое реагирование, и качественный сервис, и доступность из любой точки ... См. любую рекламную брошюру по аутсорсингу, все написанное в ней - правда.

    Однако самый "жирный" плюс для заказчика "облачного" подхода состоит в следующем: оптимизируется управление емкостью (capacity management).

    Покупая ту или иную IT-собственность (серверы, системы хранения, лицензии ПО) по старинке, заказчик должен точно знать, сколько ему этой собственности "вешать в граммах". Если покупается приложение, которое лицензируется по числу процессоров или по количеству пользователей, заказчик, по сути, берет на себя обязательство знать, сколько пользователей у него будет в определенной временной перспективе. Ошибка в любую сторону вполне вероятна, ведь бизнес может расти быстрее прогноза, или, напротив, сокращаться, и лицензий будет либо не хватать, либо останутся лишние. В недавний кризис мы все наблюдали огромные запасы неиспользуемых лицензий ПО на балансах крупных компаний. Понятно, что и нехватка емкости, и лишние дорогостоящие активы не приносят пользы. "Облачные" вычисления предоставляют возможность платить только за фактический объем потребления, и на выходе заказчик имеет то, что принято называть "rightsizing потребляемых ресурсов по отношению к потребностям бизнеса".

    Таким образом, получается, что плюсы "облака" очевидны и соблазнительны, технические и маркетинговые нюансы, обеспечивающие эффективное функционирование, известны, но технология по-прежнему распространена больше на словах, чем на рынке. По подсчетам аналитиков, в мире "облачное" ПО с трудом наскребает 10% по отношению к ПО традиционному, а в России, думаю, эта цифра вообще исчезающее мала. В чем же проблема?

    На пути облачных вычислений, как и любого аутсорсинга, три препятствия. Первое - это проблема доверия, ведь технические особенности реализации "облака" подразумевают передачу личной и зачастую конфиденциальной информации. В российских реалиях далеко не каждый бизнес решается на это. Вторая закавыка в том, что по законодательству передача третьим лицам некоторых категорий данных (в частности, персональных) запрещена или затруднена. Третья загвоздка кроется в инвестиционном барьере: чтобы организовать "облачный" сервис, нужно вынести свои приложения за периметр и отдать их провайдеру, перевести туда персонал и передать оборудование. В общем, траты существенные. Все это тормозит развитие аутсорсинга в целом.

    Но есть и еще одна, чисто "облачная", проблема - недостаточное количество приложений, поддерживающих "облачный" режим работы (multitenancy). Софтверные вендоры в унисон поют о любви к "облаку", однако реальные программные продукты для облака выпускают медленно и печально. Причина в нежелании ломать свою традиционную бизнес-модель (продажу лицензий), приносящую стабильно высокий доход. "Облако" сильно снижает потребность в лицензиях, что производителям ПО совершенно ни к чему. Безусловно, они понимают, что "облако" их рано или поздно настигнет, но пытаются это событие максимально отсрочить, демонстрируя миру полную его поддержку лишь на словах.

    Однако прогресс неизбежен, и вышеперечисленные сложности не помешают "облаку" окутать прогрессивный мир. Произойдет это, когда сети передачи данных разовьются в достаточной степени, и пользователь сможет в любом месте своей "среды обитания" открыть рабочий интерфейс вне зависимости от того, какой терминал под рукой.

    В мире это случится лет через 5-10, в России - несколько позже.

    Просмотров: 247 | Добавил: fortanted | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0